Человечество так часто обсуждало темы смысла жизни и его поиска, что не заметило, как потеряло из виду самое главное. Не заметило, как перешло из плоскости действия в плоскость бесконечного обсуждения. Не почувствовало запаха гари за спиной, не оглянулось и не увидело как рушатся, превращаясь в прах мосты с путями для возвращения. Человечеству было некогда - оно обсуждало.
Луна и грош (Моэм/Семёнов)
Написан в шотландском санатории, где Моэм проходил лечение от туберкулёза. Роман представляет собой биографию вымышленного персонажа Чарльза Стрикленда, английского биржевого маклера , который в сорокалетнем возрасте внезапно бросает жену и детей, чтобы стать художником. Прообразом Чарльза Стрикленда послужил Поль Гоген. Рассказ ведётся в эпизодической форме от лица молодого писателя, который якобы «просто перечислял известные ему факты из жизни незаурядного человека». Эпизоды из жизни Стрикленда перемежаются размышлениями рассказчика по поводу Стрикленда и других персонажей. В начале рассказывается о гениальном художнике Чарльзе Стрикленде, который умер в безвестности, и лишь статья критика Мориса Гюре спасла его от забвения.
Сознаюсь, что когда первый раз я познакомился с Чарльзом Стриклендом, то ни на мгновенье не приметил в нём ничего выходящего за рамки обыкновенности. Теперь же найдутся немногие, кто стал бы отрицать его величие. Я не говорю о том величии, которого достигает удачливый политикан или осенённый ореолом побед полководец; там величие скорее принадлежит месту, ими занимаемому, чем человеку, и изменение обстоятельств сужают его до самых скромных пределов. Премьер-министр вне министерства слишком часто оказывается лишь помпезным краснобаем, а генерал без армии - вполне ординарной личностью на рыночной площади.
Сомерсет Моэм. Писатель знакомится с супружеской парой в богемных кругах Лондона. Он маклер, она домохозяйка с детьми, светская дама.