Лермонтов в работе над "Героем нашего времени". Раевскому: «Пишу четвертый акт новой драмы, взятой из происшествия, случившегося со мною в Москве». Это была драма «Два брата», в главном действующем лице которой — Александре Радине — можно видеть первый набросок характера, близкого Печорину: недаром одну из наиболее ярких самохарактеристик Радина Лермонтов, почти без изменения, включил в одно из самых ответственных самопризнаний Печорина в «Княжне Мери».
Мордовченко Н. И. - Лермонтов в оценках Белинского
Мануйлов В. Герой нашего времени. Корсаковым 3 мая года в составе второй части романа перед «Княжной Мери», когда Лермонтов уже находился по пути в Ставрополь. Во времена Лермонтова бывали случаи, что Предисловие, для усложнения композиции романа, помещалось не в начале, а в середине произведения например, «Странник» А. Вельтмана, —; «Княжна Мими» В. Одоевского, и др.
Основная мысль романа раскрыть характер и систему ценностей главного героя, являющегося лучшим представителем общества того времени. Лермонтову удалось разглядеть в противоречивом характере Печорина неординарную личность, человека с выпотрошенной душой. Белинский о романе «Герой нашего времени» высказал свою точку зрения, яркую и неожиданную. Он постарался найти оправдание поступкам Печорина, сделав из отрицательного персонажа положительного героя. По мнению Белинского интерес к творчеству Лермонтова возник после публикации нескольких его стихотворений, а роман подогрел интерес читателя еще больше.
Замечено, что русская литература XIX века в целом ряде ее классических образцов представляет собой поиски жанра. Вершинные произведения не укладываются в жесткие рамки жанровых определений: «Евгений Онегин» — роман, но в стихах «дьявольская разница»! Каждый раз жанровые особенности связаны с особой формой проявления художественной мысли в соответствующий момент развития общественно-культурной жизни России. Новаторство произведений заключается в сущностных качествах центральных персонажей и одновременно — в индивидуальном способе выявления этих качеств посредством раскрытия основных противоречий действительности в их авторском понимании. Общая тенденция обнаруживает становление реалистического метода литературного изображения человека и обстоятельств в русской литературе.